История храма и села

Прозорово – древнее село, название которого, скорее всего, произошло от слов «прозор» или «прозорное место», то есть открытое, высокое, откуда вольный вид во все стороны или вдаль. Село древнее, с богатым историческим пошлым, село красивое и, безусловно, очень дорогое для всех нас, здесь живущих.
В 2018 г. село отметило свой 610 -й юбилей, но на самом деле оно намного старше этой официальной даты. Первое упоминание о нём в старинных летописях относится к XIV веку. Живший в XIX веке историк А. Экземплярский пишет, что «…Как Ярославское княжество выделило из себя княжество Мологское (1321 год), так и это последнее выделило из себя более мелкие удельные княжества – Ситское, названное так по названию реки СИТЬ и Прозоровское, названное так по главному центру своему – селению ПРОЗОРОВО. К моменту раздела Моложского княжества Прозорово в нашем крае (по реке Молога) было самым крупным поселением после центра Мологского княжества города Мологи.» Таковым оно оставалось до начала XX века. В каком ещё селе далеко в окрест было два храма. Два православных прихода? Только в Прозорове!
Первым удельным князем Прозоровским был 4-ый сын Фёдора Михайловича Мологского – Иван Фёдорович, получивший фамилию ПРОЗОРОВСКИЙ от названия села и передавший эту фамилию всему своему роду. Князья Прозоровские были активными участниками всех значительных событий в русской истории. Эту фамилию можно неоднократно встретить как в научных трудах, так и в художественной литературе. Приведу всего лишь один пример — 21 сентября 2020 г. исполнилось 640 лет со дня победы русского народа над полчищами хана Мамая на Куликовом поле. Победа была оплачена жизнями 40 тысяч русских воинов.

В те далёкие времена было завещано помнить, павших на поле Куликовом, помнить, пока стоит Россия. Известно, что получив весть о том, что Мамай идёт на Москву, великий князь Московский Дмитрий Иванович (в последствии названный Дмитрием Донским) приказал собираться своему войску в Коломне. Приказание его было выполнено с редким усердием — целые города вооружились за несколько дней. Ратники тысячами отовсюду стремились к столице. По этому поводу в одной из русских летописей говориться «Явились мужественные князья Белозёрские с полками своими…, князья Ярославские, Устюжские, Андрей и Роман Прозоровские, Лев Курбский, Дмитрий Ростовский и проч.»
Если верить летописи, то речь в ней идёт, вероятно о втором поколении князей Прозоровских, сыновьях князя Ивана Фёдоровича, родоначальника князей Прозоровских. О каждом поколении князей есть что рассказать. Уникальное отличие сего славного рода Прозоровских от иных древнерусских княжеских родов — беспримерная, беззаветная и жертвенная преданность всех князей мужской линии Прозоровских всем царствующим династиям Русского государства на всём протяжении писанной Русской истории. Князей Прозоровских всегда отличала верность присяге своему Государю, какие бы интриги не плелись вокруг Монаршего престола, а также — преданное и усердное служение на военном, гражданском и религиозном поприще во благо Русского государства.
Поразительный факт, — но князья Прозоровские и их предки не запятнали себя ни разу даже тенью дворцовых интриг на всём многовековом протяжении своего рода! Во всей истории рода человеческого это, пожалуй, единственный случай.
Но все они проживали в столице. Прозорово же оставалось их родовой вотчиной четыре столетия. Род князей ПРОЗОРОВСКИХ пресёкся по мужской линии в 1870 году. Им был Пётр Иванович Прозоровский, при Петре Великом — член совета, управляющего государством. После его смерти село отошло единственной его дочери Анастасии, бывшей за мужем за князем Голицыным. А она, в последствие, поделила его между своими тремя правнучками.

Недалеко от нас на реке Молога в городе Борисоглеб стояло имение графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, известного по страницам истории как видного учёного, государственного деятеля и собирателя древностей. Именно благодаря ему дошло до нас «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и некоторые другие бесценные сокровища, имеющие огромное значение для русской истории и культуры. В начале XVIII века Прозорово и земли вокруг него стали принадлежать ему, графу Алексею Ивановичу, затем его детям и внукам и находились в их собственности почти два столетия, до Октябрьской революции 1917 года. Графы Мусины –Пушкины были потомственными Мологскими дворянами, их владения передавались по наследству по мужской линии, от отца к сыну. На протяжении многих лет у каждого владельца ПРОЗОРОВА были свои помыслы и стремления – одни строили храмы, другие открывали школы. Третьи – занимались сельскохозяйственными преобразованиями.

У церковной оргады (июнь 1913)

До начала XIX столетия в селе всегда была церковь с одним престолом во имя Архистратига Михаила. Была она деревянной и когда приходила в ветхость, вместо старой строили новую. Такую же деревянную. Прозоровские крестьяне называли своё село по имени церкви – МИХАЙЛОВСКОЕ В ПРОЗОРОВЕ. Это название часто встречается в архивах Мусиных-Пушкиных. В начале XIX века на средства графа А. И. Мусина- Пушкина ветхую деревянную церковь разобрали и на её месте построили каменную на два престола — летний храм во имя Святой Троицы и зимний – во имя Архистратига Михаила. В создании внутреннего художественного убранства принимали участие талантливые крепостные художники под руководством воспитанника Петербургской академии художеств, сына управляющего графским имением Ивана Владимировича Шляхтенкова.
1 ноября 1810 года при огромном стечении народа и в присутствии графа А.И. Мусина-Пушкина., храм в нашем селе был освящён. Храм был действующим до 26 октября 1937 года, и уже при советской власти был закрыт, а священник арестован и расстрелян.

Александр Петропавловский с семьей

Спустя десятилетия, как и многие репрессированные наши соотечественники, Александр Петропавловский был реабилитирован.
А в 2000 году русской Православной церковью канонизирован и причислен к лику святых. С тех пор 17 ноября каждый год в нашем храме состоится прославление священномученика Александра Прозоровского. Теперь у нас есть свой покровитель и заступник перед Богом.

В этом же 2000-ом году в село приезжает священник, протоиерей Анатолий Денисов, который стал настоятелем нашего храма, находящийся до его приезда почти в 70-летнем забвении и разрухе. В советское время церковь использовалась как зерновой склад, потом долгие годы здесь находилась пекарня – часть внутренней отделки и росписи были утрачены или почти утрачены. Благодаря трудам и заботам нашего батюшки сейчас наш храм полностью восстановлен.
Он привлекает к себе внимание и днём и ночью, так как снабжён лампами-подсветкой с нижнего до последнего яруса и в тёмное время суток светится тихим, спокойным светом, как большая свеча, видимая далеко окрест. Храм Михаила Архистратига ( так его называют прозоровцы) носит название Святой Живоначальной Троицы, в честь которой освящён главный престол храма, пристроенный уже в бытность А. И. Мусина –Пушкина. Да и так ли это важно, как мы называем свой храм? Гораздо важнее другое – во все века и времена храм наш является символом православия, центром и «лицом села». Все дороги его ведут к храму, и от него же расходятся во все четыре стороны.

Самая главная улица «Большая дорога». Это древнее название означает так называемый Тихвинский тракт, по которому следовала императрица Екатерина II во время своих поездок по городам Руси. Эта улица тянется через всё Прозорово и выходит на автотрассу, соединяющую нас с миром, в частности по ней можно попасть в районный центр и далее во все города и веси Ярославской области. Если же, выезжая из села направиться в противоположную сторону, то мы несомненно попадём в соседнюю с нами Тверскую область и далее, по желанию, в Москву и Санкт-Петербург.

Ещё одна улица, называется в народе по старинке ГРЕБЕНИНО (скорее всего название происходит от того, чем занимались и с большим успехом наши далёкие предки и что приносило им материальный доход , а именно – изготовлением гребней. Слово это имеет несколько значений и одно из них, на мой взгляд, более достоверное, гребнем называлось приспособление, по форме напоминающее тот гребень, который мы знаем как предмет для расчесывания волос. Это приспособление деревянное и использовалось оно в прядильных производствах. А поскольку наши крестьяне сеяли много льна, перерабатывали его в отличное волокно и много ткали, как для своего многочисленного семейства , так и на продажу, то такое приспособление, как гребень, изготовленный умелыми мастерами, имело не малый спрос в округе. И такие мастера проживали на этой улице, давшие ей название своим ремеслом. Гребенино, а ныне улица Школьная, также выходит из села на автотрассу. А ещё она соединяет нас с деревней Холопово, которая по своему происхождению тоже уходит в глубь веков. Холопово находится от нас настолько близко (всего то спуститься с горки и вновь подняться), что оно получило ещё одно неофициальное название – ПРИТЫКИНО. И действительно, деревню как бы приткнули к селу. Мы их, холопян, или притыкинцев, называем своими. Ведь если в Холопове запоют, то Прозорово подпевает и наоборот. И когда речь заходит о Прозорове, то мы имеем в виду и Холопово тоже.

Мологская улица

Третья дорога из центра села и от храма ведёт на улицу Мологскую, в народе называемую ПОСЁЛКОМ, при въезде в который она расходится. Одна дорога ведёт на Посёлок, другая — улицу Заводскую (в память о льнозаводе, который долгие годы там работал) и далее, на берег Рыбинского моря. Поселок наш сравнительно молодой. История его возникновения связана с печальными событиями, произошедшими в конце 30-х гг. прошлого столетия на Мологской земле – переселением Мологжан с родных мест в виду затопления этих самых мест водами Рыбинского водохранилища. Жители деревень Лягалово, Сёбла, Перемут, Первый Май навсегда обосновались в Прозорове, перевезя свои дома и образовав новую улицу.
Наш Посёлок, он же улица Мологская, является самым уютным и чистым в селе – переселенцы привезли с собой привычку мести голиком (веником из тонких и гибких берёзовых веток, которые ломают во время заготовки дров ранней весной или поздней осенью) не только вокруг своих домов, но и часть улицы до самой дороги. И хотя поколение первых мологжан уже ушло, традиция мести улицу жива и поныне. Улица Мологская заканчивается сельским кладбищем, которое упирается в стык слияния реки Редьма с Красным ручьём. Получается, что и сама улица и кладбище находятся между двумя этими водными артериями и поэтому, заехать и выехать туда можно только по одной и той же дороге и никак иначе.
Село Прозорово как бы разделено на две части – Михайловское, названное так по названию храма Михаила Архистратига и Рождествено, названное так по храму в честь Рождества Христова. Оба храма стояли параллельно друг к другу на возвышенностях , разделяла их река Редьма, по одну сторону которой находился Михайловский, по другую – Рождественский приходы.

Подгорица

Отрезок дороги, между храмами именовался в народе Подгорицей. В старые времена Подгорица являлась главной и деловой частью села. По обе стороны реки стояли купеческие дома, рядом – их магазины, пекарни, склады, амбары. Лавки, чайные состоятельных и мастеровых людей Прозорова располагались здесь же. Подгорица всегда была оживлённым и бойким местом. Здесь проходила не только торговля товаром, но и принимались заказы, совершались выгодные сделки, проходили ежегодные ярмарки, на которые съезжались и именитые купцы, и крестьяне – единоличники, и кустари-одиночки, промартели из многих Ярославских и Тверских волостей. Ярмарки длились по нескольку дней, к ним обычно долго готовились и возлагали на них большие надежды.. На ярмарке можно было купить или продать любую живность — от курицы до лошади, излишки урожая и готовых продуктов, изделия домашнего прядения и ткачества, кузнечного ремесла, скорняцкого, бондарского, валяно-катального, столярного и др. производств. В нашем селе особенно ценилось льняное масло, умело вырабатываемое крестьянами в больших количествах, которое всегда пользовалось спросом. Подгорица в вечернее и ночное время освещалась керосиновыми фонарями, которые были установлены на больших деревянных столбах. У самой реки справа стоял дом купца Смирнова, который имел пекарню и магазин, где продавались его хлебобулочные изделия. Особенным спросом пользовались его сайки ( белый пшеничный хлеб из муки высшего качества), за что производителю этого хлеба в самом Прозорове и далеко окрест была дана соответствующая его делу фамилия САЙКИН. А напротив Сайкина, по другую сторону реки Редьма стояла ещё одна пекарня и далее дом купца Константина Васильевича Константинова. Дом был 2-х этажный. Первый этаж занимала чайная. В 30-х гг. прошлого столетия, после трагических событий, повлекших за собой на вечную ссылку хозяев в Архангельскую область, верхний этаж был снят и пристроен к первому, и в здании разместилась школа, точнее 4 класса, спортзал, учительская и кухня.

Дом купца Белякова

Соседний дом купца А.Г. Белякова в советские времена не пострадал, хотя участь его жильцов также трагична. За 100 с лишним лет (он был построен в 1905 году) внешне дом почти не изменился — те же большие окна в кружевах резных наличников, та же крыша, крытая железом, дух былого также витает над домом, напоминая о былом времени, о людях и судьбах канувших в лету и нам неизвестных. Хозяин дома, Александр Григорьевич слыл в округе богатым человеком – имел свой промтоварный магазин, который находился на первом этаже его дома с входом с дороги (для своей семьи был другой вход – парадный), водяной мельницы, пекарни, двух кирпичных заводов (за селом и близ деревни Ясная Поляна), масло-сыродельный завод. В конце 20-х гг. все его имущество перешло в руки новой власти, от которого до наших дней сохранился только этот дом, поражающий размерами и величием былой жизни.  Он, единственный, уцелевший во времени, напоминает нам о том, что село наше когда- то слыло купеческим. Почти пол века здесь располагалась Прозоровская школа, так же, как и в домах купцов Смирнова-Сайкина и Константинова. Ещё две купеческих семьи проживали по другую сторону дороги, как раз напротив, тоже больших и в два этажа домах. У самой реки – дом купца Михаила Белоглазова, так же имеющего и свой магазин, и мельницу на реке Редьма, и пекарню. Сдоба, которой он торговал, расходились по всей округе, а также и соседней Тверской губернии. У купца Белоглазова было четыре дочери и два сына. Все получили хорошее образование. Три дочери – учительницы (Александра Михайловна преподавала в Прозорове). Ещё одна дочь Клавдия – врач. Сын Антон – бухгалтер. Андрей пропал в годы гражданской войны. Он был поручиком белой армии. Но когда началась революция, перешёл на сторону красных. Вокруг дома семьи Белоглазовых рос большой яблоневый сад. Он граничил с усадьбой ещё одного прозоровского купца – Добрынина. Двухэтажный его дом был выкрашен голубой краской, резной балкон выходил на дорогу. На нижнем этаже дома располагалась столовая-чайная. Купец Добрынин имел всего двух дочерей – Марию и Надежду, в воспоминаниях старожилов, упоминались они, как «дворянки Добрынины». Судьба их родового дома неизвестна. Он исчез сразу же после того, как хозяева были репрессированы.

А судьба дома купца Белоглазова такова: с десятилетие на верхнем этаже находилась колхозная контора, на нижнем – конфискованные в округе в процессе раскулачивания предметы с/х труда и быта. Позднее – верхний этаж сняли, пристроили к первому и здание стало Прозоровским сельским клубом, в одной из комнат которого разместилась и библиотека. ( До этого периода-47 года, очаг культуры на селе располагался в чайной репрессированного крестьянина Сергея Мирохина на Подгорице).

Церковь Рождества Христова

Наверху, на горке стояла церковь Рождества Христова. Ещё в конце 20-х гг. её закрыли, последний её настоятель, предчувствуя надвигающиеся события, покинул село. Храм Рождества Христова был построен ранее Михайловского и тоже на средства А.И. Мусина – Пушкина в 1798 году. ( До этого храм был деревянным и сгорел во время пожара, который уничтожил большую половину Рождествена.) Им же, Алексеем Ивановичем многое было пожертвовано для нового храма. В частности, икона Успения, которая являлась копией с оригинала хранящегося в Московском Казанском соборе. Замечательны своей древностью в храме Рождества Христова были две иконы: Господа Вседержителя на правом клиросе в киоте и Смоленской Божьей матери на левом клиросе в киоте. Эти иконы с венцами удалось спасти во время пожара старой деревянной церкви. В храме имелась и огромной ценности старинная книга Деяний Апостольских, пожертвованная князьями Прозоровскими. (Такая информация о храме содержится в церковной летописи села Рождествено за 1866 год в выписке из Московского Центрального государственного архива).
Храм Рождества Христова с момента его закрытия, простоял ещё четверть века. В середине 50-х гг. в полукилометре от села началось строительство машинно-тракторной станции (МТС), для строительства цехов которой потребовалось огромное количество кирпича, и которое районное начальство решило взять из Рождественской церкви.
Только ни один кирпич не дошёл до назначенной цели. Взорванный храм не рассыпался на вожделённые кирпичи – они были настолько «спаянными», что отделить их друг от друга не представилось возможным. Местные старожилы сказывали, что Господь покарал тех , кто рушил православную святыню – все умерли скоропостижно и безвременно. Рождественский храм можно увидеть теперь только на фотографиях, которые хранит в своих архивах Прозоровская библиотека.

На Рождественской половине села есть теперь другое святое место. Это памятник воинам – землякам, погибшим в годы В.О. войны, торжественное открытие которого произошло в 1967г. Место для этой святыни выбрано весьма удачно — на открытой возвышенности, в центре ровной площадки установлена на пьедестале огромная фигура бойца, защитника Родины, с автоматом в высоко поднятой руке. Почти триста фамилий высечены на гранитных плитах тех, кто пал на полях сражений самой кровопролитной и долгой в истории всех мировых войн, перенесённых до сих пор человечеством. Каждый год 9 мая и 22 июня мои земляки со всей округи собираются здесь, что бы почтить их память – не по указанию начальства, не по долгу службы, не ради любопытства и праздности. А потому, что на этот пригретый солнцем пригорок, в окружении берёзок , как бы взбежавших на него от реки, нас зовёт наша совесть и наша память. У нашей памяти глубокие корни.
Большинство домов в нашем селе очень старые. Они имеют свою историю. Одно поколение прозоровцев сменяется другим, а дома остаются. Построенные из хорошего, выдержанного замологского леса, они будут служить своим хозяевам ещё долго. И, глядя на них, трудно определить их возраст. Поднятые на фундамент, покрытые сверху и обитые с боков новыми современными материалами, с пластиковыми окнами, живут в ногу со временем и определяют вкус и достаток своих хозяев. Так было всегда.
Бежит время. Сменяются поколения. Меняется уклад жизни и внешний вид села. История пишет новые страницы. Фиксирует их память. А мы бережём то, что у нас есть.

Н.Н. Папушкина заведующая Прозоровской библиотекой

Старые фотографии из архива Прозоровской библиотеки.
Фотографии 2015 года Бойцовой Л.
Фотографии А.И.Мусина-Пушкина и герба рода князей Прозоровских из интернета.