Священномученик Александр Прозоровский

Издревле Ярославская земля славилась множеством святых, подвизавшихся по всей ее территории, известных и сокровенных.

В 2000 году 65 селений Ярославской епархии обрели своих новых святых, предстателей и молитвенников пред Богом.

Село Прозорово и его жители обрели своего святого покровителя – священномученика Александра Васильевича Петропавловского.

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ПРОЗОРОВСКОГО

Александр Васильевич Петропавловский родился 14 марта 1884 года в Ярославле в семье государственного чиновника. Его отец был дворянином, работал коллежским секретарем при Ярославском Губернском Правлении.
В 1890 году он скончался и семья оказалась в тяжелом материальном положении. Александр лишился отца, когда ему было шесть лет. С отроческих лет он, как мог, помогал семье. В школе мальчик выделялся сильным красивым голосом и хорошим музыкальным слухом. Благодаря этому он был принят в церковный хор, где получал по три рубля в месяц –
По тем временам неплохое подспорье. После школы Александр поступил в городское училище, а закончив его, решил посвятить свою жизнь церковному служению и поступил в Ярославскую Духовную семинарию.
Еще до революции он был рукоположен во диакона и несколько лет служил неподалеку от Ярославля, заменив умершего диакона и женившись на его старшей дочери Анне, воспитывал ее младших братьев и сестер. Затем, уже имея троих собственных детей, отец Александр служил в храме села Рыбницы (сейчас Красный Профинтерн).
Особого богатства, по словам дочери отца Александра, у семьи Петропавловских никогда не было, а в революционные годы у них отобрали и столовое серебро, и женские украшения. В конце 20-х годов из Рыбниц отца Александра перевели в Георгиевский собор г. Рыбинска.
У его дочери, Глафиры Александровны, сохранилась фотография тех лет.
Тогда в Рыбинске проходил окружной съезд священников, и они сфотографировались на фоне этого собора.
Большая семья Петропавловских жила в Рыбинске. Время было тяжелое, голодное и холодное, собор не отапливался, и у отца Александра пропал голос. В то время он был диаконом.
В 1929 году его рукоположили во священника и зимой 1930 года направили в село Брейтово Ярославской области. Сотрудники ОГПУ сразу отобрали вещи переехавшей семьи, включая одежду, белье и постельные принадлежности. В доме осталась одна табуретка и стопка книг. Спали на холодном полу. У отца Александра было четверо детей. Двое младших вскоре заболели пневмонией. Врачи отказались лечить детей попа, и на Пасху они умерли.
«Как умирал брат, я не видела, — вспоминает старшая дочь отца Александра. – но он сказал маме: «До свидания, я от вас уезжаю». И мама всю жизнь жалела, что не спросила, что же он увидел. А сестренка заметалась на кроватке, попросилась на ручки и тоже затихла. Мы положили их на стол, накрыли простыней и услышали Пасхальный звон».
Матушка в те дни была в тяжелейшем состоянии, месяц кричала. Вскоре отца Александра перевели из Брейтово, и в течение трех лет семья меняла место жительство несколько раз (Сить-Покровское, Станилово).
В конце 30-х годов священник был переведен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Прозорово Брейтовского района Ярославской области. Семья поселилась в церковной сторожке. Имущества не имели никакого, кроме большой наследственной библиотеке. Вскоре отца Александра из сторожки выселили, а книги с собой взять не разрешили. На его место поселили стрелка из Волголага, который книгами топил печь, пока не сжег все. За время служения в Прозорово священнику пришлось поменять тринадцать квартир. Жили в большой нужде и трудах.
В школе учителя издевались над «поповскими детьми».
Еще живы старые люди, помнящие отца Александра. Они говорят о нем как о человеке культурном, добропорядочном, скромном и доброжелательном. В селе батюшку уважали, многие крестьяне обращались к нему за советом и с разными просьбами. В общении священник был сдержанным, голоcа никогда не повышал, разговаривал спокойно и убедительно. Он был противником зла. Свою веру свидетельствовал делом. Если встречал людей, нуждающихся больше себя, отдавал последнее. Был такой случай. Однажды в поле он увидел крестьянина, работавшего в совершенно истлевшей рубашке, через огромные дыры которой спина его обгорела. Священник снял рубашку с себя и покрыл ей спину крестьянина. А у самого дома осталась одна последняя старая рубашка. « Ему не нужно было говорить нам о милосердии и жертвенности, — вспоминала дочь, — его поступки учили нас».
Видели дети, просыпаясь ночами, и то, как подолгу молился их отец, стоя на коленях перед иконами.
Родной брат отца Александра стал коммунистом. И он, и другие родственники настаивали на том, чтобы священник снял сан и перестал служить, ради сохранения жизни своей и детей. Но отец Александр был непреклонен. Возражая своему брату, он говорил: «…Не будет у нас духовенства – некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют совсем трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет сотрясаться от зла, страха, непримиримости… Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях».
В 1937 году на священника было заведено агентурное дело. За ним было установлено наблюдение. Нашли лиц, сообщавших о каждом его шаге и подписавших необходимую НКВД клевету в его адрес. Ими были работники сельсовета, местный руководитель союза воинствующих безбожников и даже один из учителей. Председатель сельсовета присовокупил «нужную» характеристику. Желая отсрочить неминуемый арест и никого не подвести, отец Александр старался избегать конфликтных ситуаций. Когда у него потребовали ключи от колокольни для снития колоколов, он молча их отдал, понимая свое бессилие и стремясь не подвергать опасности прихожан, которые неизбежно пострадали бы в случае противодействия властям.
Но 26 октября 1937 года священник был арестован. Предлогом для ареста послужил разговор отца Александра со счетоводом Прозоровского сельсовета по поводу необоснованно высокого налога на церковь.
Отца Александра обвинили в антисоветской агитации, противодействии снятию церковных колоколов, возбуждении недовольства советской властью и колхозами, а также в том, что в проповедях своих он убеждал народ продолжать ходить в церковь.
Арестованный священник содержался с 26 октября по 6 ноября 1937 года в КПЗ при Брейтовском РО УНКВД, а с 6 ноября в в Рыбинской тюрьме НКВД.
На допросе, который состоялся 31 октября 1937 года, следователь вынуждал священника признать контрреволюционный характер его деятельности. Но, признав свое участие в некоторых эпизодах, предъявленных следствием, отец Александр категорически отрицал контрреволюционный характер своих действий. Однако следствию было достаточно агентурных сведений, чтобы направить дело на рассмотрение тройки УНКВД по Ярославской области.
16 ноября 1937 года отец Александр Петропавловский был осужден,
Приговорен к высшей мере наказания и на следующий день расстрелян.
Его семью сразу выгнали из дома, забрали все скудное имущество, которое удалось приобрести после 1930 года, даже с младенца сняли одеяло. На руках матушки вновь было четверо детей, старшей 12 лет, младшему – один год.
Поскольку отца Александра прихожане любили и уважали как пастыря преданного, самоотверженного, положившего душу свою за них, они тоже оказались верными чадами и тайно помогали семье священника, чем спасли ее от неминуемой гибели.
16 сентября 1959 года Президиумом Ярославского областного суда дело священника Александра Васильевича Петропавловского было прекращено за отсутствием состава преступления.

После его ареста, на плечи жены священника Анны Андреевны, небольшой и малосильной женщины, легла тяжелая ноша – содержание и воспитание четырех детей: Глафиры – 13 лет, Игоря – 6 лет, Олега – 4 лет и Маргариты 1 года. Вся семья тяжело переживала за судьбу отца. Мать и старшая дочь хорошо знали, чем кончаются для священнослужителей аресты; а младшие дети спрашивали, где папа и скоро ли он придет домой.

Семья осталась без жилища, без имущества, без хозяйства и долгое время не могла узнать об участи своего отца. Положение семьи было критическим, но в Прозорове нашлись добрые люди, оказавшие помощь и не дали погибнуть семье от голода. Это – Анна Каленкова, Михаил Мурашов, Прасковья и Евдокия Веселихины, Марфа Еина, Аграфена и Ольга Кудрявцевы, Прасковья Рябова, Анна Лебедева и многие другие.
Анна Андреевна всегда заботилась о своих детях и помогала им изо всех сил, а они слушались матери и помогали ей и друг другу. Впоследствии мать стала всегда желанным и любимым человеком в семьях детей. Она прожила более 80 лет и умерла у старшей дочери в Кировограде.
Глафира училась в пединституте и одновременно работала. Окончила учебу на «отлично» и была рекомендована преподавателями пединститута в аспирантуру. Но советская власть людям с таким «неудачным» происхождением, как у Глафиры, очень часто закрывали туда дорогу, и работала старшая дочь отца Александра преподавателем средних школ Прозорова, Москвы, Дальнего востока и Кировограда. В последнем городе продолжительное время была директором средней школы.
Игорь все же сумел стать кандидатом экономических наук. Последние годы перед пенсией, как специалист по экономике, работал в Министерстве сельского хозяйства Карелии.
Олег, к превеликому сожалению, не дожив до 30 лет погиб в результате несчастного случая.
Маргарита, инженер-строитель, в последнее время работала одним из заместителей директора завода строительной индустрии.
Семье отца Александра пришлось пройти через многие превратности судьбы. И вышла она из них с честью и достоинством.
17 ноября 2000 года состоялась первая Божественная Литургия в память Священномученика Александра Прозоровского, на которой присутствовали и дети отца Александра.
На фото (слева направо) Маргарита, Игорь и Глафира с сыном